Теория этногенеза
                   Книга Л.Н.Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли»  (выписки)
                      Формирование и развитие этноса
            Создание нового этноса.  
  Этнический феномен материален. Он существует вне и помимо нашего сознания, хотя и локализуется в деятельности нашей сомы и высшей нервной деятельности. Он проявляется в оттенках характера и деятельности людей.
   Этнос – это устойчивый коллектив особей, противопоставивший себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий внутреннюю структуру и динамичный стереотип поведения. Через этнические коллективы осуществляется связь человека с природной средой, так как сам этнос – явление природное.
   Этнос не зоологическая популяция, а системное явление, свойственное только человеку и проявляющее себя через социальные формы, в каждом случае оригинальные, ибо хозяйство страны всегда связано с кормящим ландшафтом, уровнем развития техники и характером производственных отношений.
   Этнос соотносится с социальными и биологическими категориями так же как длина, вес и температура предмета –  это то, что не сводится во что-то одно. Если происходит территориальное совмещение двух популяций, то они сливаются.  А этносы могут существовать на одной территории веками, образуя лишь суперэтнос, либо зону этнического контакта. Борьба между этносами – явление частое и обычно не вызывается перенаселением региона.
   Этносы создают собственную культуру, которая может пережить сам этнос и быть «поднятой» иным народом. В любом случае для развития культуры нужна творческая энергия этноса. Молодые этносы часто  подбирали обломки чужих культур и приспосабливали их к своим нуждам, они как бы подключали ток к остановившемуся мотору, после чего он вновь начинал работать. Если же существующая культура  оказывается преградой, молодой этнос ее ломает или сам об нее разбивается.
Этносы в природе зарождаются и формируются в местностях, сочетающих разнообразные ландшафты:  речной, горный, лесной и степной; или кормящее море и  лесотундру; или  иное сочетание.  В разных частях Земли известны такие местности, которые стали колыбелью сразу нескольких народов, которые затем мигрировали и поселялись в места с более единообразным ландшафтом. Монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, разнообразный – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.

  Структура этноса всегда более или менее сложна. Но именно сложность обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность пережить века смятений, смут и мирного увядания. Принцип этнической структуры можно назвать иерархической соподчиненностью субэтнических групп, причем не нарушается целое. Субэтническими группами могут быть как народности, так и сословия. Обычно среди субэтносов, образующих этнос, один является наиболее инициативным и, следовательно, ведущим. Когда же он, исчерпав свои возможности, терпит крушение, один из периферийных этносов перехватывает инициативу. И процесс этногенеза, готовый прерваться, продолжается.

  Великорусский этнос при рождении (14-15 вв.) не был достаточно мозаичен. И он стал выделять субэтнические образования – казаков, поморов, затем первопроходцев, образовавших субэтнос сибиряков. Церковный раскол создал старообрядцев. Одни субэтносы со временем растворяются в этносе, но возникают новые…,
  Субэтносы наблюдаемы непосредственно, ибо, с одной стороны, они находятся внутри этноса, а с другой – носители субэтнических стереотипов поведения отличаются от всех прочих манерами поведения, обхождением, способом выражать чувства и т.п. Иногда субэтносы совпадают с сословиями, но никогда с классами, и сравнительно безболезненно рассасываются.
Консорции – группы людей, объединенных одной исторической судьбой (кружки, артели, секты, банды и пр. нестойкие объединения). Чаще всего они быстро распадаются, но иногда сохраняются несколько поколений и тогда становятся конвикциями. Уцелевшие конвикции перерастают в субэтносы.
  Суперэтносом мы называем группу этносов, одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, что отнюдь не исключает военных столкновение между ними. Однако, в отличее от суперэтнических столкновений, когда война приводит к истреблению или порабощению (война индейцев Америки и выходцев из Европы), войны внутри суперэтноса ведут лишь к временному преобладанию при стремлении к компромиссу. Подобно этносу, суперэтнос противопоставляет себя всем прочим суперэтносам. Так средневековая Западная Европа выступала как суперэтническая целостность, противопоставившая себя мусульманам-арабам, православным и язычникам. Впоследствии она расширилась… Почти все известные нам этносы сгруппированы в суперэтнические целостности.
  
Реформация разбила целостность христианского мира, вызвав жестокую   резню между единоверцами. Со временем протестанты и католики отработали разные стереотипы поведения. Только к 18 в. были забыты старые счеты и Европа опять обрела целостность. Но называлась она уже не «Христианский», а «Цивилизованный мир».


Этническая история может насчитать свыше 20  суперэтносов, исчезнувших в историческое время и заменившихся ныне существующими.
Этнических состояний нам известны два: гомеостатическое, где жизненный цикл повторяется в поколениях; и динамический, его этнос проходит все фазы развития, имея в пределе гомеостаз. Движение наблюдается в обоих случаях, но в первом оно вращательное, во втором – колебательное.

  Этнические реликты
. Народы, которые принято называть отсталыми, - просто реликты, пережившие свой расцвет и упадок. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую ими территорию.       Это персистентные этносы, то есть – пережившие самих себя.  Могучие этносы создают разветвленную социальную систему, усложняющуюся по мере столкновения с иноземцами. Стареющий или истребляемый этнос упрощается.  Из всех социальных групп он может сохранить иногда только 1-2. Живя среди других развивающихся народов, реликтовые этносы остаются изолированными, развитие  их настолько замедляется, что его можно уже не принимать во внимание. В таком заторможенном состояние персистентные этносы могут существовать еще несколько столетий.
   В статическом состоянии этноса консервируются взаимоотношения между его членами. Деспотизм традиции, кастовая система, система сословий. Коллектив указывает индивидууму его место и требует довольствоваться своим положением, ибо довольство является основным психологическим условием для консервации отношений.


У динамических народов всегда возникает проблема «отцов и детей». Меняются идеалы, вкусы, обычаи, появляется категория «моды». Наряду с появлением нового идет забвение старого и эти-то перемены именуются развитием культуры.
   Динамические народы тоже не вечны. Они либо исчезают без следа, либо, по прошествии определенного цикла развития, превращаются в статистические, которые, в свою очередь, после различных трансформаций становятся динамическими, но уже другими. Исчезновение иногда бывает связано с гибелью людей, составляющих этнос, а чаще – с раздроблением этнической общности, причем уцелевшие ассимилируются соседними этническими общностями. Люди остаются, но этнос
исчезает.
  
В становлении динамического этноса первую роль играет категория долга, а не право рождения, как было до того. Король, не соответствующий своему положению, должен быть отстранен или убит и заменен достойным, плохой рыцарь – изгнан, плохой слуга – выпорот. Нет прав, есть обязанности и вознаграждения.
  Обычно вновь возникшая система бывает склонна к агрессии, жертвами которой становятся соседи.

  Как человек может быть убит в любом возрасте, так и этногенетический процесс может быть оборван в любой фазе. Однако легче оборвать начинающийся этногенез, пока этнос не набрал силу, и завершающийся, когда эта сила уже растрачена. При этом уровень техники и культуры большого значения не имеет, также как и численность населения.
  При прочих равных условиях (численности, технике и т.п.) усложнение структуры повышает сопротивляемость враждебному окружению, упрощение – снижает ее. Вот почему полноценные в физическом и интеллектуальном аспектах народы, например индейцы и полинезийцы, оказались бессильными по сравнению с колонизаторами. Но не исключена гибель, вплоть до поголовного уничтожения, этносов развивающихся, если они сталкиваются с сопротивлением более сильных и хищных соседей.


                Признаки различия персистентного и динамичного состояния этноса
Признаки                             персистентное состояние                            динамическое  состояние
Отношение между                  Новое поколение стремится                   Новое поколение стремится                 поколениями                  повторить стереотипы предшествующего         быть не похожим на  отцов                                                                                                                          
Отношение к времени           Циклическое исчисление                          Линейное исчисление                                                                                                       времени
Отношение к природе         Приспособление к ландшафту              Приспособление ландшафта к  себе                                                                                                                                        
Отношение к соседям             Оборона границ.                                    Расширение территории                                                                                                  Гостеприимство                                 Завоевательные воины                                                    
Отношение к потомкам          Ограничение прироста                            Неограниченное размножение
Отношение к религии             Недопущение иноземцев  к                    Религиозная нетерпимость
                                                        своим культам
Общественные институты              Авторитет  старших.                            Институт власти
Отношение  к общественной    Консервация уже сложившегося         Образование новых                                                                                                                                                                         социальных групп
Отношение к чужим             Игнорирование чужих идей                   Активное усвоение чужих культур и идей,                    культурам                                                                                                        заимствование техники,  
Продолжительность                Ограничена только внешним                     Не более 1200 -1500 лет            жизненного цикла                                             воздействием                                        от момента толчка
-
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
   
                                          Этническая иерархия
Таксономическая единица                               Предел формообразования


Консорция и Конквиксия                                                                  Субэтнос  
Субэтнос                                                                                              Этнос
Этнос                                                      Ведущая роль в суперэтносе и консервация
структуры                   
С
уперэтнос                                                                                           Реликт
Человечество
------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                
      Культура и этнос

                         
              Что такое «упадок культуры»
    Мыслящие люди Средневековья искренне считали, что живут в эпоху упадка, выражающегося в потере наследства античности, Римской империи и апостольского христианства. Только в 15 в. это ощущение исчезло, вследствие чего этот век назвали Возрождением.
   Но поставим вопрос: упадок (и подъем) чего? В этнических процессах и в истории культуры есть подъемы и спады, но они не совпадают друг с другом по фазам. И это не случайно. Пассионарный взрыв, как привило, губителен для предшествующей культуры. Древние христиане разбивали шедевры античной скульптуры; готы, вандалы и франки сжигали города с великолепными памятниками архитектуры, арабы уничтожали библиотеки и т.д. Искусство несло невосполнимые потери, но это нельзя назвать упадком, ибо творческий принцип как таковой уважался, а менялась только культурная доминанта.
   И наоборот, классическая эпоха упадка – Римская империя 2-4 вв.- характеризуется увеличением производства статуй и фресок, строительством храмов и амфитеатров, сооружением триумфальных арок и миртеумов. Однако при снижении эстетических норм и качества. Снижение вкуса и подмена стиля эклектикой и есть подлинный упадок искусства.


                                        Образование этноса
   Иногда, очень редко, происходит слияние этносов в одном регионе, тогда они исчезают, а взамен появляется новый, не похожий на прежние.
   Часто от этноса отпочковывается группа людей и меняет место жительства. С течением времени эти люди вырабатывают новый стереотип поведения и теряют связь с метрополией. Иногда эти группы гибнут, но нередко, смешиваясь с аборигенами или другими переселенцами, они образуют самостоятельные этносы.
   Сформировавшийся этнос может либо погибнуть, либо пережить, подобно, например, римскому или византийскому, относительно долгий период исторического существования. Этот период включает в себя явный пассионарный подъем, акматическую фазу, фазу надлома, фазу инерции и обскурацию.

   Новорожденный этнос автоматически  включается в мировой исторический процесс и начинает взаимодействовать с соседями, которые к нему всегда враждебны.  Сопротивление новому возникает как естественная реакция самозащиты и всегда принимает острые формы, чаще всего истребительной войны. Для того чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика, при которой интересы коллектива ставятся выше личных.   Это героический период молодого народа. Нет недостатка в героях, жертвующих собой. И в литературе – эпосе этого периода господствует герой-альтруист. Со временем герой меняется. Это тоже сильный лидер и вождь, но уже не забывающий о собственных интересах и ради них легко жертвующий сородичами.  Потом его сменяет уже герой-наемник, сильный хищник, законченный эгоист.
   В природе функции разделены.  «Альтруисты» обороняют этнос как целое, а «эгоисты» воспроизводят его в потомстве. Но естественный отбор ведет к сокращению числа «альтруистов», что делает этнический коллектив беззащитным и, лишившись своих защитников, этнос поглощается соседями. А потомство «эгоистов» продолжает жить, но уже в составе других этносов, вспоминая своих защитников не как героев, а как людей строптивых и неуживчивых, с дурным характером.


 
Пусковые моменты этногенезов совпадают по времени и располагаются в регионах вытянутых либо по меридианам, либо по параллелям, либо под углом к ним, но всегда как сплошная полоса. На такой полосе в определенную эпоху внезапно начинает происходить этническая перестройка – сложение новых этносов из субстратов, т.е. этносов старых. Последние при этом ломаются и разваливаются, а новые развиваются весьма активно. Непонятно – откуда такая исключительность зон и почему каждый раз процесс начинается на новом месте. Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь – и он воспаляется.

   Зоны пассионарных толчков – это узкие полосы, шириной около 300 км. Возникают толчки редко – 2-3 за тысячу лет и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. Каждый толчок создает несколько новых этносов. Западная Европа, лежавшая в развалинах после Великого переселения народов, обновилась в 9 в., а Восточная – в 14 в. Именно поэтому Россия и Литва – не отсталые, по сравнению с Францией и Германией, а более молодые этносы. Но Россия – суперэтнос, она объединила вокруг себя многое этносы, не прибегая к завоеванию.
    Датированные пассионарные толчки совпадают ( по графику солнечной активности за 500 лет) с минимумами солнечной активности либо с периодами ее спада.

                         ПРИМЕРЫ:
7 век. В Центральной Азии вокруг пророка Мухаммеда возникла община воинственных последователей, сломивших  былые родоплеменные отношения и создавшая новый стереотип поведения. Разрозненные племена бедуинов и йеменцев даже приняли новый этноним – арабы. 
На той же  широте в долине Инда в то же время сложился новый народ – раджпуты, потомки смешавшихся местных и пришлых этнических племен.
  Далее на восток тогда же сложился тибетский народ, объединивший дотоле разобщенное тибетское нагорье путем завоевания.      
  И, наконец, в  западном Китае в тот же период произошел мощный этнический взрыв, опрокинувший варварскую империю Вэй и создавший средневековый китайский народ.
  В 12 веке в Восточной Азии одновременно сложились два могучих этноса и одно маленькое племя, погибшее в младенческом возрасте. До начала 12 века население берегов Амура и его притоков – тунгусоязычных чжурчжан -  находилось в состоянии гомеостаза, что проявлялось в социальной примитивности, племенной разобщенности и зависимости от империи Ляо. В таком же положении находились степные племена восточного Забайкалья, суммарно называвшиеся либо «цзубу», либо «да-дань» - татары.
Но уже в 1115 году все изменилось. Чжурчжани восстали и к 1126 году сокрушили империю Ляо, создав империю, названную «Золотой».
 
У кочевников доминанта была иная. Из племен выделились отдельные витязи – люди длинной воли – которые сначала очень бедствовали, но в конце 12 века обрели вождя по имени Тэмуджин, которого они нарекли Чингисом и избрали ханом. В жестокой гражданской войне «люди длинной воли» сокрушили племенной строй и создали Монгольский улус, в котором побежденные и победители слились в единый этнос.
  Наконец, у южных берегов Байкала проявило себя воинственное племя меркитов и до 1216 года оспаривали у монголов гегемонию Центральной Азии.


Существенно, что ареал этого взрыва этногенеза очерчен столь же четко, как у предшествовавшего ему. Не были затронуты ни эвенки, ни якуты на севере, ни корейцы, китайцы и тангуты на юге.
                                                             ---------------------------------
   
    Из крохотной христианской общины 1 в. вырос сначала этнос, а потом и огромный суперэтнос с культурой, которую мы называет Византийской. Этот этнос, поддержав прокаженного тирана и убийцу Константина, доставил ему победу и диадему, удовлетворившись только предоставлением себе права на легальное существование.  И тогда, с 313 г. новый этнос «Христиане-ромеи» стал фактором всемирно-исторического значения. В 330 г. император Константин перенес столицу в маленький город Византию и превратил ее в роскошный Константинополь. Туда стекались пассионарии отовсюду.
  К 6 веку создался разноплеменный и разноязычный, но монолитный этнос. Греческий язык был государственным и общепонятным, но дома все говорили на родных языках. Очень быстро византийский этнос стал сеперэтносом, так как его обаянию покорились многие народы.
   Фазы подъема этногенеза всегда связаны с экспансией, и византийские христиане – не исключение. Но не воины и купцы, а монахи-проповедники вынесли за пределы родной страны свою несокрушимую энергетичность.
  Через 300 лет после толчка и по окончанию инкубационного периода, должны возникнуть консорции, облекающиеся в общественные формы. В Византии этими формами были секты, оформившиеся как исповедания тех или иных тезисов христианства. Не только церковные мыслители, но и массы людей безграмотных были способны начертать на своих знаменах философские символы и идти с ними в бой. В то время мысль была уважаемой.

 
Религиозный раскол привел к тому, что единый в 4 веке византийский этнос раскололся к 7 веку на 4 взаимно враждующих субэтноса.

                                             Варианты этнических контактов
   Их четыре: а) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя только технические нововведения; б) ассимиляция – т.е. поглощение одного этноса другим с полным забвение происхождения и былых традиций; в) метисация; г) слияние, при котором забываются традиции обоих этнических компонентов и возникает новый этнос.
   Вариант длительного сосуществования при постоянной вражде описал Л.Н.Толстой, наблюдавший стычки гребенских казаков с чеченцами. Но он верно заметил взаимное уважение двух соседних этносов и настороженность казаков к солдатам, которые на Тереке были пионерами ассимиляции казаков великороссами. Последняя завершилась в начале 20 веке.

  Ассимиляция чаще всего осуществляется методом не столько кровавым, сколько обидным. Объекту ассимиляции предлагается спастись от гибели путем отказа от всего привычного, чтобы превратиться в человека второго сорта среди победителей.
   Вариант с метисацией наблюдается очень часто, но потомство от экзогамных браков обычно гибнет в 3-4 поколении или распадается на отцовскую и материнскую линию.


                                  География и этногенез.
   Ландшафт и климат формируют и национальный характер народов и их хозяйственную жизнь.
   Города-гиганты создают искусственный урбанистический ландшафт. На границах города и деревни возникают субэтносы, чаще эфемерные, иногда стойкие, но всегда с оригинальными, неповторимыми стереотипами поведения, обязательными для их членов.
  Сельское хозяйство изменяет флору и фауну, архитектура становится важным элементом рельефа. Сжигание угля и нефти влияет на состав атмосферы.
  Одни народы изменяют природу,  ландшафт и рельеф, другие ее охраняют. Молодые и энергетически сильные этносы кардинальным образом преобразуют ландшафт. Такие эпохи – создание искусственного ландшафта – относительно кратковременны. Совпадение их с жестокими войнами не случайно, а указывает на способность этнического коллектива производить экстраординарные усилия. Когда способность к сверхнапряжению слабеет, то созданный ландшафт только поддерживается, а когда и эта способность исчезает – восстанавливается этноландшафтное равновесие, т.е. биоценоз данного биохора. Дряхлые этносы, не поддерживающие «культурный ландшафт»,  принято называть «дикими», что неверно. Отношение их к природе пассивное. Они входят в биоценозы как верхнее, завершающее их звено. В эту эпоху отношение этноса-персистента к природе становится одновременно потребительским и охранительным. Это диктуется только традицией, а не волевым сознательным решением. И так до тех пор, пока новый этнос  вновь не преобразует ландшафт.

                                                Периодизация по фазам.

    
Появившийся на арене истории новый этнос преображает ландшафт при помощи нового способа адаптации к природным условиям. Это происходит, как правило, в инкубационный период фазы подъема и не фиксируется в исторических источниках (кроме легенд).
   Историческая эпоха включает: 1) явный период фазы подъема, 2) акматическую фазу, когда этнос предельно активен, а давление на ландшафт уменьшено, 3) фазу надлома, когда антропогенное давление максимально и деструктивно, 4) инерционную фазу, в которой идет  накопление технических средств и идеологических ценностей, ландшафт только поддерживается, 5) фазу обскурации, во время которой нету забот ни о культуре, ни о ландшафте. После этого наступает фаза гомеостаза – на месте дубов одни лопухи, среди которых играют в прятки правнуки завоевателей и дети разбойников.

           
       Проверим наш вывод на материале древней Европы.

   
На рубеже 1 и 2 тыс.до н.э. Западную Европу захватили и заселили воинственные народы, умевшие ковать железо: кельты, латины, ахейцы и др. Они создали множество мелких земледельческих общин и, обработав девственную почву, изменили ландшафт. Почти 1000 лет в Европе не возникало больших государств, потому что каждое племя умело постоять за себя, и завоевание было делом трудным и невыгодным. Племена скорее давали себя перебить, чем соглашались подчиниться. Ни Спарта, ни Афины не могли добиться власти над Элладой, а латинские и самнитские воины Рима проходили более тяжело, чем все последующие завоевания.
  В конце 1 тыс. до н.э. парцеллы вытесняются латифундиями, где отношение к природе становится хищническим, и одновременно возникает возможность завоеваний. Не Рим стал сильнее, а ослабели его соседи. Параллельно с римскими завоеваниями шло превращение полей в пастбища, потом в пустыни, и, наконец, к 5-6 вв. восстановились естественные ландшафты. Тогда сократилась численность населения и римская империя пришла в упадок.
   Весь цикл преобразования ландшафта и этногенеза от сложения этносов до полной их нивеляции занял около 1500 лет.
  Новый подъем деятельности человека и одновременно образования средневековых этносов произошел в 9-10 вв. и не закончен...


  
Мексиканцы – молодой народ, этногенез которого сложился на глазах историков. И этот народ, сложившийся в 17-18 вв. весьма сильно изменил характер ландшафта путем разведения культурных растений и акклиматизацией чуждых Америке животных – лошадей и коров.

  Этносы и суперэтнические культуры возникают не только тогда, когда кончается предшествующий цикл развития, а иногда через значительный промежуток после его конца. Стремление усмотреть строгий ритм не подтверждается фактами. Так византийский этнос возник в эпоху расцвета эллино-римского, и несколько веков они сосуществовали. Мусульманский суперэтнос заставил потесниться византийский и романо-германский, одновременно поглотив среднеперсидский. А между хуннами и тюрками, тюрками  и монголами лежали века безвременья, когда степь заселяли реликтовые этносы.
  Обычное деление процесса на три стадии – подъем, расцвет и упадок – не отвечает на вопрос: подъем и упадка чего? Уровень жизни колеблется не зависимо от этих стадий. Расцветы культуры не совпадают с благоприятной экономической или политической конъюнктурой. Мощь государства – не всегда показатель легкой жизни: при Наполеоне французам было очень тяжко – не было ни сахара, ни кофе, ни шерстяных тканей. Качественные оценки людей субъективны и не могут приниматься в расчет.
                       --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------

Продолжение конспекта смотрите на следующей странице - Пассионарность - творческая энергия народа